На одном из совещаний антинаркотической комиссии с информацией о наркоситуации и принимаемых мерах по повышению эффективности антинаркотической деятельности на территории Коркинского района выступил майор полиции Михаил ЛАТЫШЕВ, старший оперуполномоченный по борьбе с незаконным оборотом наркотических веществ управления уголовного розыска главного управления Челябинской области. После совещания он более подробно рассказал о ситуации:
– В 2011 году по линии незаконного оборота наркотических веществ было выявлено 81 преступление. Большинство из них – сбыт наркотиков: 57 из 81. Все остальные – либо хранение, либо пособничество в приобретении. Также в прошлом году мы «накрыли» два притона, деятельность которых была связана с препаратом дезоморфин.Дезоморфин на сленге наркоманов – «крокодил», который изготавливается из кодеиносодержащих препаратов. По федеральному закону препараты, содержащие кодеин, не будут продаваться без рецепта. Но федеральный закон вступает в силу со второго полугодия. А в нашей Челябинской области, наряду с рядом других регионов России, закон вступил в силу с 1 января.
– Михаил Николаевич, вы уже прочувствовали плюсы этого закона?
– И мы (работаем вместе с оперуполномоченным Юрием Мясниковым), и жители. Не стало вони в подъездах, которая нестерпима при изготовлении «крокодила». Значит, стали меньше изготавливать дезоморфина.
– Говорят, что «крокодил» быстро пожирает людские жизни?
– Правду говорят. Полтора–два года – срок жизни человека, «подсевшего» на дезоморфин, который является страшным наркотиком. Он занимает второе место после героина. Такую популярность приобрёл из-за лёгкой доступности приобретения и цены. Дезоморфин вызывает сильную зависимость уже после первого употребления. Для большей части наркоманов он становится первым и последним наркотиком в их жизни. Через некоторое время человек начинает гнить: и внутренние органы, и конечности, которые вскоре ампутируют. Человек становится этаким «живым трупом». Жуткое зрелище.
– В районе много притонов?
– Доказать то, что это притон – процесс крайне трудоёмкий. Нужна основательная доказательная база. Кстати, очень помогают сообщения по «телефону доверия» полиции (3-71-04). Заявление автоматически регистрируется, и мы начинаем собирать доказательства. Как уже отмечал, два притона в прошлом году ликвидировали.
– Основные приоритеты в вашей работе?
– Выявление сбытчиков наркотических веществ. Верхушка этого «наркоайсберга», как показывает анализ, лица цыганской национальности. В марте прошлого года был интересный случай. Продавец (цыганка) и покупатель отработали схему. Связь держали по телефону. Она оставляет закладку на остановке в Белоносово. Приезжает в Коркино, отзванивается, назначает место встречи покупателю. Тот передаёт деньги, получает адрес закладки. Созванивались раз в три-четыре дня в зависимости от наличия у покупателя денег. Мы эту схему раскрыли, подозреваемую задержали. Были и адвокаты, и «телеги» в прокуратуру, но гражданка К. получила девять лет лишения свободы. В 2002 году она уже была осуждена за сбыт, в 2008-м вышла на свободу – и за старое.
– В скором времени законодательство значительно ужесточит сроки за сбыт наркотиков…
– Особенно за сбыт крупной партии, вплоть до пожизненного заключения.
– Ходят разговоры, Михаил Николаевич, и о введении уголовного наказания за употребление наркотиков. Поможет ли это в борьбе со злом?
– Читал, что после Второй мировой войны пол-Японии «сидело» на синтетических наркотиках (процент потреб-ляющих доходил до сорока от общего числа жителей). По одной из версий именно под воздействием наркотиков совершали таран камикадзе. И тогда в стране ввели уголовное наказание без нижней границы за потребление наркотиков. Употребляешь – пять лет лишения свободы. Через семь – десять лет ситуация в корне изменилась. Как будет у нас, пока не знаю. Кстати, в первом квартале нынешнего года мы выявили 35 преступлений по линии незаконного оборота наркотических веществ. Из них приостановлено лишь два, остальные дойдут до суда. И вновь все преступления связаны со сбытом. Закрыли одну из «верхушек» так называемого «наркокартеля». Женщина продавала по 100 –150 граммов героина проверенному поставщику раз в три дня. Чтобы выйти на неё, вызывали ОМОН, сразу провели три обыска, задержали восемь человек, семь из них проходили по другим преступлениям. То есть дело идёт к раскрытию организованной группы, чего у нас не было с 2002 года. По области таких раскрытий три–четыре в год.
– Большая работа государства, различных общественных организаций по профилактике наркомании приносит результат?
– Средний возраст наркомана в нашем районе от 27 до 35 лет. Не скажу, что молодых наркоманов нет, но в молодёжной среде идёт очевидное отторжение этого явления. Парни и девушки понимают, что если начнут употреблять, у них практически нет будущего.
– Насколько верно выражение, что бывших наркоманов не бывает?
– По тяжёлым наркотикам оно точно на 99 процентов.
– Какую оценку вы дадите ситуации с наркоманией в районе? И как опровергнете обывательское мнение, что у нас полно наркоманов и точек торговли зельем?
– Ситуация непростая, но управляемая. Её никак нельзя сравнить с концом 90-х годов прошлого века, когда торговля шла чуть ли не в открытую: «Ты почему у него покупаешь, давай у нас, дешевле». Сегодня мы практически процентов на 70 знаем тех, кто употребляет наркотики. И, как уже рассказывал, довольно успешно задерживаем сбытчиков. Хотя и сбытчики, и покупатели всячески изощряются, используют для купли-продажи «нанотехнологии». Но в скором будущем такие «нанотехнологии» будут считаться отягчающим обстоятельством в суде.
…У М. Латышева и Ю. Мясникова давно была информация о бойкой торговле героином в одном из домов Первомайского. Оперативники постепенно подбирались к её участникам. Семейство торговлю строго законспирировало. Когда поняли, что сильно засветились в посёлке, то «обрубили поставку» местным потребителям. Работали с челябинцами, копейчанами, еманжелинцами. В день подготовленной операции с 15 до 19 часов опера задержали семь машин, среди них ни одной из Коркинского района. Были изъятия героина, задержания, в том числе и «бегунка», который осуществлял связь между основным продавцом и покупателем. Тот пошёл на сотрудничество. Ночью вместе со спецсилами ворвались в дом торговца. Хозяева всяческими способами уничтожали вещественные доказательства, но в итоге арестовано три человека. Им предъявлено обвинение за сбыт наркотических веществ.
– Можно ли полностью победить наркоманию? – Михаил Латышев задумывается. – Это рынок, пока есть спрос, будут и предложения. А наша задача – минимизировать этот процесс по максимуму.
Юрий Сейидов
Подписаться
0 комментариев