Коркино. Год 1941-й
Главное Город Земляки Общество

Коркино. Год 1941-й | 16+

К НАЧАЛУ ВОЙНЫ ПОСЁЛОК КОРКИНО НАСЧИТЫВАЛ ПОЧТИ 20 ТЫСЯЧ ЖИТЕЛЕЙ

В канун 80-летия начала Великой Отечественной войны меня часто просят рассказать о том, каким было Коркино в 1941 году. Давно собираю мате­риал по этой теме.

РАБОЧИЙ ПОСЁЛОК

Мне удалось найти в Еткульском архиве «Горняц­кую правду» за 1 мая 1941 года с небольшой статьёй «Рабочий посёлок Коркино» первого председателя испол­кома Коркинского поссове­та Марка Богатырёва. Для сравнения Марк Фёдорович приводит цифры, начиная с 1931 года: маленькая дере­вушка из 128 хозяйств с на­селением 825 человек. Кол­хоз «Красный уралец» из 17 хозяйств да начальная школа с одним учителем и тридца­тью двумя учениками. В 1932 году деревушка получила ста­тус рабочего посёлка после обнаружения возле Коркино больших запасов каменного угля и начала строительства разреза. В 1933 году, когда население уже составляло 1727 человек, был организо­ван Коркинский поселковый совет, и Богатырёв избран его первым председателем.

Далее Марк Фёдорович пи­шет:

«К 1941 году посёлок со­вершенно преобразился. На­селение возросло до 19 500 человек. Бюджет поселкового совета составляет 2 млн. 100 тысяч рублей. Жилой фонд насчитывает 57 тысяч квадрат­ных метров. Имеется клуб на 300 мест, пять школ, где рабо­тают 89 учителей и обучаются 2710 учащихся, 25 магазинов, больница на 140 коек, поли­клиника, двое яслей и два детских сада. От Коркино до Еманжелинских копей прове­дена железная дорога».

Добавим, что уже работали угольные разрезы № 1 и 2, шахта № 27, хлебозавод, не­сколько артелей. Трест «Коркинуголь» и управление но­вошахтного строительства воз­главляли работы по строитель­ству угольных предприятий. Торговлей и общественным питанием ведал «Коркинторг». Магазины располагались в приспособленных помеще­ниях. К небольшим крестьян­ским домишкам добавились бараки. Сплошь барачной была первая улица — Отваль­ная, ныне имени Валентины Терешковой. Северная сторо­на улицы Карла Маркса, быв­шей тогда центром города — тоже сплошные бараки. Меж­ду ними выделялись кварталы каркасно-засыпных домов на улицах 1 Мая, Дзержинского и Калинина. Получить в них квартиру было мечтой многих, хотя все удобства были во дво­ре. Здесь располагались ис­полком поселкового, а позже и городского Совета депутатов трудящихся. В районе улицы Карла Маркса размещались почта, хлебозавод, мастерские по пошиву одежды и обуви, киоски и ряд других объектов и учреждений. Жилой фонд — 57 тысяч квадратных метров — составляли бараки, землянки, крестьянские избы. Ни кана­лизации, ни водопровода, ни пешеходных тротуаров. Там, где сейчас ЭВРЗ, стоял лес, ря­дом — кладбище. Единствен­ный культурный очаг — клуб «Горняк» — расположился в помещении барачного типа. Гордились коркинцы двумя кирпичными школами: «крас­ной» — из красного кирпича — № 1 (этого здания уже нет) и «белой» № 3 (позже — учебно­производственный комбинат). Это здание сохранилось.

ЧЁРНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ

Двадцать второе июня 1941 года. На этот день было на­мечено массовое гуляние в честь Дня физкультурника. Погода радовала, люди се­мьями направились в лес, на место праздника. Спортивные состязания были первыми в программе. Из-за криков бо­лельщиков и аплодисментов сначала никто не обратил вни­мания на всадника, мчавше­гося на взмыленном коне со стороны Еткуля. Посыльный из Еткульского райвоенкомата подал Марку Богатырёву пакет и добавил: «Война!»

Стихли песни и смех, пре­кратились танцы и игры. Сра­зу же народное гуляние пре­вратилось в митинг. Все по­нимали, что над Родиной на­висла смертельная опасность. Расходились по домам, обду­мывая своё будущее, судьбу детей, родных и близких.

На крыше административно­го здания угольного разреза появился транспарант: «Наше дело правое. Враг будет раз­бит. Мы победим!» По посёлку скакали на лошадях посыль­ные Еткульского военкомата — развозили повестки. На кор­кинских разрезах состоялись митинги, а самый многолюд­ный — в посёлке. Он прохо­дил там, где сейчас находится Аллея Памяти. Выступавшие клеймили фашизм и клялись задушить его в собственной берлоге, в Берлине.

Вечером 22 июня с малень­кой коркинской станции ото­шёл первый эшелон с моби­лизованными и доброволь­цами.

ДОБРОВОЛЬЦЫ

По зову Родины, по веле­нию сердца первыми в ряды добровольцев встали комму­нисты и комсомольцы: пар­торг разреза Николай Зем­лянский и Марк Богатырёв, руководители комсомольско­молодёжных коллективов Алексей Москаленко, Пётр Тугай и Владимир Полу­нин. Уже 26 июня в «Горняц­кой правде» было опублико­вано заявление в Еткульский райвоенкомат директора шко­лы № 1 Тихона Доманского. Воевал Тихон Харитонович до Победы, был награждён орде­нами Отечественной войны, Красной Звезды и медалью «За отвагу».

Стали фронтовиками три брата Федько, три брата Анисимовы, отец и сыновья Поздняковы, отец и сын Поповы, братья Неретины, Панарины, Саблины, Шад­рины. Сотни коркинцев пи­сали заявления в военкомат с просьбой направить в Крас­ную Армию. Писал и Нико­лай Забелкин. Двадцать пер­вого июня он получил диплом об окончании Челябинского энергетического техникума. Многие друзья Николая были призваны в армию в тот же день, а вот его не взяли — под­вело зрение. Тогда на стол во­енкома легло его заявление: «Прошу направить на фронт добровольцем». В числе мно­гих таких же добровольцев Забелкин был отправлен на фронт. Прошёл всю войну, удостоен звания Героя Совет­ского Союза.

Добровольцем был и Алек­сей Федотов, участник геологической разведки Кор­кинского угольного месторож­дения, строительства разреза, ставший первым начальником первого добычного участка. Он погиб 2 декабря 1941 года при защите Москвы.

Всего в 1941-1942 годах в ряды Красной Армии встали 463 коркинца. А за годы вой­ны на фронт ушли более че­тырёх тысяч наших земляков.

РАПОРТУЮТ ТРУЖЕНИКИ ТЫЛА

Сорок второй — знаковый год в истории Коркино: вто­рого октября указом Президи­ума Верховного Совета РСФСР рабочий посёлок Коркино был преобразован в город област­ного подчинения и выделен из состава Еткульского района. Огромная территория была за­креплена за Коркино: Еманжелинские копи (сейчас город Еманжелинск), деревни Борисовка, Бектыш, Белоносово, Дубровка. На этой территории проживали от двадцати пяти до тридцати тысяч человек.

Неизмеримо возросло зна­чение Коркино как угольной базы, поставщика топлива для военных заводов и электро­станций. Если в 1942 году здесь было добыто немногим более трёх миллионов тонн угля, то в 1943 году — около шести миллионов. Двадцатого октября 1943 года 70 горня­ков были награждены орде­нами и медалями. Коллективу треста «Коркинуголь» 12 раз присуждалось знамя Государ­ственного комитета обороны и 27 раз — Красное знамя Всесо­юзного центрального совета профсоюзов.

В годы войны трест «Коркиншахтострой», строительно­монтажное управление треста «Челябжилстрой», стройкон­тора треста «Коркинуголь» вели большое промышлен­ное, жилищное, культурно­бытовое строительство. Были построены три разреза, девять шахт, экскаваторо-паровозо­вагоноремонтный и стеколь­ный заводы, свыше 200 тысяч квадратных метров жилой площади. Открыты горный техникум, ремесленное учи­лище № 2, больше известное как ПУ № 33, Дом пионеров. Молодой город готовился к мирной жизни.

Лидия Суслова

Газета «Горняцкая ПРАВДА» № 45, 18 июня 2021 года

Поделиться