К НАЧАЛУ ВОЙНЫ ПОСЁЛОК КОРКИНО НАСЧИТЫВАЛ ПОЧТИ 20 ТЫСЯЧ ЖИТЕЛЕЙ
В канун 80-летия начала Великой Отечественной войны меня часто просят рассказать о том, каким было Коркино в 1941 году. Давно собираю материал по этой теме.
РАБОЧИЙ ПОСЁЛОК
Мне удалось найти в Еткульском архиве «Горняцкую правду» за 1 мая 1941 года с небольшой статьёй «Рабочий посёлок Коркино» первого председателя исполкома Коркинского поссовета Марка Богатырёва. Для сравнения Марк Фёдорович приводит цифры, начиная с 1931 года: маленькая деревушка из 128 хозяйств с населением 825 человек. Колхоз «Красный уралец» из 17 хозяйств да начальная школа с одним учителем и тридцатью двумя учениками. В 1932 году деревушка получила статус рабочего посёлка после обнаружения возле Коркино больших запасов каменного угля и начала строительства разреза. В 1933 году, когда население уже составляло 1727 человек, был организован Коркинский поселковый совет, и Богатырёв избран его первым председателем.
Далее Марк Фёдорович пишет:
«К 1941 году посёлок совершенно преобразился. Население возросло до 19 500 человек. Бюджет поселкового совета составляет 2 млн. 100 тысяч рублей. Жилой фонд насчитывает 57 тысяч квадратных метров. Имеется клуб на 300 мест, пять школ, где работают 89 учителей и обучаются 2710 учащихся, 25 магазинов, больница на 140 коек, поликлиника, двое яслей и два детских сада. От Коркино до Еманжелинских копей проведена железная дорога».
Добавим, что уже работали угольные разрезы № 1 и 2, шахта № 27, хлебозавод, несколько артелей. Трест «Коркинуголь» и управление новошахтного строительства возглавляли работы по строительству угольных предприятий. Торговлей и общественным питанием ведал «Коркинторг». Магазины располагались в приспособленных помещениях. К небольшим крестьянским домишкам добавились бараки. Сплошь барачной была первая улица — Отвальная, ныне имени Валентины Терешковой. Северная сторона улицы Карла Маркса, бывшей тогда центром города — тоже сплошные бараки. Между ними выделялись кварталы каркасно-засыпных домов на улицах 1 Мая, Дзержинского и Калинина. Получить в них квартиру было мечтой многих, хотя все удобства были во дворе. Здесь располагались исполком поселкового, а позже и городского Совета депутатов трудящихся. В районе улицы Карла Маркса размещались почта, хлебозавод, мастерские по пошиву одежды и обуви, киоски и ряд других объектов и учреждений. Жилой фонд — 57 тысяч квадратных метров — составляли бараки, землянки, крестьянские избы. Ни канализации, ни водопровода, ни пешеходных тротуаров. Там, где сейчас ЭВРЗ, стоял лес, рядом — кладбище. Единственный культурный очаг — клуб «Горняк» — расположился в помещении барачного типа. Гордились коркинцы двумя кирпичными школами: «красной» — из красного кирпича — № 1 (этого здания уже нет) и «белой» № 3 (позже — учебнопроизводственный комбинат). Это здание сохранилось.
ЧЁРНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ
Двадцать второе июня 1941 года. На этот день было намечено массовое гуляние в честь Дня физкультурника. Погода радовала, люди семьями направились в лес, на место праздника. Спортивные состязания были первыми в программе. Из-за криков болельщиков и аплодисментов сначала никто не обратил внимания на всадника, мчавшегося на взмыленном коне со стороны Еткуля. Посыльный из Еткульского райвоенкомата подал Марку Богатырёву пакет и добавил: «Война!»
Стихли песни и смех, прекратились танцы и игры. Сразу же народное гуляние превратилось в митинг. Все понимали, что над Родиной нависла смертельная опасность. Расходились по домам, обдумывая своё будущее, судьбу детей, родных и близких.
На крыше административного здания угольного разреза появился транспарант: «Наше дело правое. Враг будет разбит. Мы победим!» По посёлку скакали на лошадях посыльные Еткульского военкомата — развозили повестки. На коркинских разрезах состоялись митинги, а самый многолюдный — в посёлке. Он проходил там, где сейчас находится Аллея Памяти. Выступавшие клеймили фашизм и клялись задушить его в собственной берлоге, в Берлине.
Вечером 22 июня с маленькой коркинской станции отошёл первый эшелон с мобилизованными и добровольцами.
ДОБРОВОЛЬЦЫ
По зову Родины, по велению сердца первыми в ряды добровольцев встали коммунисты и комсомольцы: парторг разреза Николай Землянский и Марк Богатырёв, руководители комсомольскомолодёжных коллективов Алексей Москаленко, Пётр Тугай и Владимир Полунин. Уже 26 июня в «Горняцкой правде» было опубликовано заявление в Еткульский райвоенкомат директора школы № 1 Тихона Доманского. Воевал Тихон Харитонович до Победы, был награждён орденами Отечественной войны, Красной Звезды и медалью «За отвагу».
Стали фронтовиками три брата Федько, три брата Анисимовы, отец и сыновья Поздняковы, отец и сын Поповы, братья Неретины, Панарины, Саблины, Шадрины. Сотни коркинцев писали заявления в военкомат с просьбой направить в Красную Армию. Писал и Николай Забелкин. Двадцать первого июня он получил диплом об окончании Челябинского энергетического техникума. Многие друзья Николая были призваны в армию в тот же день, а вот его не взяли — подвело зрение. Тогда на стол военкома легло его заявление: «Прошу направить на фронт добровольцем». В числе многих таких же добровольцев Забелкин был отправлен на фронт. Прошёл всю войну, удостоен звания Героя Советского Союза.
Добровольцем был и Алексей Федотов, участник геологической разведки Коркинского угольного месторождения, строительства разреза, ставший первым начальником первого добычного участка. Он погиб 2 декабря 1941 года при защите Москвы.
Всего в 1941-1942 годах в ряды Красной Армии встали 463 коркинца. А за годы войны на фронт ушли более четырёх тысяч наших земляков.
РАПОРТУЮТ ТРУЖЕНИКИ ТЫЛА
Сорок второй — знаковый год в истории Коркино: второго октября указом Президиума Верховного Совета РСФСР рабочий посёлок Коркино был преобразован в город областного подчинения и выделен из состава Еткульского района. Огромная территория была закреплена за Коркино: Еманжелинские копи (сейчас город Еманжелинск), деревни Борисовка, Бектыш, Белоносово, Дубровка. На этой территории проживали от двадцати пяти до тридцати тысяч человек.
Неизмеримо возросло значение Коркино как угольной базы, поставщика топлива для военных заводов и электростанций. Если в 1942 году здесь было добыто немногим более трёх миллионов тонн угля, то в 1943 году — около шести миллионов. Двадцатого октября 1943 года 70 горняков были награждены орденами и медалями. Коллективу треста «Коркинуголь» 12 раз присуждалось знамя Государственного комитета обороны и 27 раз — Красное знамя Всесоюзного центрального совета профсоюзов.
В годы войны трест «Коркиншахтострой», строительномонтажное управление треста «Челябжилстрой», стройконтора треста «Коркинуголь» вели большое промышленное, жилищное, культурнобытовое строительство. Были построены три разреза, девять шахт, экскаваторо-паровозовагоноремонтный и стекольный заводы, свыше 200 тысяч квадратных метров жилой площади. Открыты горный техникум, ремесленное училище № 2, больше известное как ПУ № 33, Дом пионеров. Молодой город готовился к мирной жизни.
Лидия Суслова
Газета «Горняцкая ПРАВДА» № 45, 18 июня 2021 года