Станции для поддержания напора
В советские годы я часто отдыхал в пионерлагере «Орлёнок» в Печёнкино на берегу озера Еткуль. Но никак не предполагал, что совсем недалеко от него в 1973 году построили нефтеперекачивающую станцию. Мне казалось, нефть – это где-то далеко в Сибири. А как она от месторождения попадает потребителю, я даже и не задумывался.
Тем интереснее оказалась экскурсия на линейно-производственную диспетчерскую станцию (ЛПДС) «Еткуль». Она входит в структуру АО «Транснефть — Урал», которое, в свою очердь, является одной из крупнейших организаций в составе компании «Транснефть» — мирового лидера в области транспортировки нефти по трубопроводам. Начальник станции Сергей Тюленев в «Транснефти» 28 лет. Начинал работу оператором на ЛПДС «Челябинск», потом трудился на участке налива, где отгружали дизельное топливо в железнодорожные цистерны, был начальником участка, а потом замначальника ЛДПС «Ленинск». И вот уже три года руководит ЛПДС «Еткуль», отметившей в прошлом году 50-летний юбилей.
– В зоне ответственности нашей станции технологические участки двух нефтепроводов — Усть-Балык — Курган — Уфа — Альметьевск (УБКУА) и Нижневартовск — Курган — Куйбышев (НКК), — объясняет Сергей Тюленев. – Эти трубопроводы являются одними из наиболее протяженных и мощных в стране. За безаварийную и безопасную транспортировку нефти по этим участкам и отвечает наш коллектив. На всем протяжении трубопроводов через определённые интервалы расположены нефтеперекачивающие станции для поддержания напора.
Основной костяк работников станции – местные жители, из Еткуля. Но трудятся здесь и несколько человек из Коркино, в том числе сварщик Николай Сорокин, инженер пожарной охраны Андрей Астахов, операторы НПС Вадим Шакиров, Александр Грошев и Евгений Дерышев, электрик Александр Конарев. Значит, есть кому в Коркинском округе отмечать в первое воскресенье сентября День работников нефтяной и газовой промышленности!
Время технического перевооружения
Оказывается, я удачно выбрал время знакомства – на станции идёт техническое перевооружение: в насосной станции нефтепровода УБКУА заменили автоматизированную систему управления технологическим процессом (АСУ ТП).
– За время работы станции системы автоматизации модернизировались несколько раз, – рассказывает начальник участка эксплуатации средств автоматики и телемеханики Олег Борзенков. – Первоначально была релейная система автоматики – я её не застал. Пришёл, когда уже работала микропроцессорная система автоматики, прослужившая 22 года. Вот её сейчас заменили на новую. Данная микропроцессорная система автоматики позволяет контролировать процесс, выдавать управляющие сигналы и выводить на рабочее место оператора большее количество информации за меньший промежуток времени, что в свою очередь переводит нефтеперекачивающую станцию и трубопровод в целом на новый уровень защищенности. Операторы, которые будут работать с системой, прошли переподготовку. Систему монтировали специалисты из Брянска, они и обучали наших операторов. С точки зрения инженера, тут много интересного. И много новых возможностей.
– Если по-простому, зачем она нужна?
– Для безопасности. Благодаря множеству датчиков, АСУ отслеживает работу всего оборудования, чтобы не было выхода за рамки заданных параметров, то есть осуществляет автоматический контроль процесса перекачки нефти. Если есть отклонение в работе, система оповещает оператора, а потом может вывести оборудование в безопасное состояние, для минимизации риска развития отказа. И тогда принимаются меры для устранения неполадки.
– Новое оборудование – отечественное, сборка шкафов проводилась в Брянске, контроллеры – из Екатеринбурга, – подчёркивает Сергей Тюленев. – Система отвечает последним требованиям, введена впервые в нашем регионе, а из всех нефтеперекачивающих станций, расположенных в Челябинской области, для ее внедрения выбрали именно нашу.
Контролирует работу системы оператор нефтеперекачивающей станции. На его рабочее место выводятся параметры работы магистральных насосных агрегатов и вспомогательного оборудования, состояние запорной арматуры, объектов, защищаемых системой автоматического пожаротушения.
– Перевооружение системы — непростая инженерная задача. Построено 500 метров новой кабельной эстакады, заменена вся старая кабельная продукция – а это более 60 километров, 210 контрольно-измерительных приборов нижнего уровня, 10 шкафов сопряжения с объектом, – сыплет техническими терминами подключившийся к разговору инженер-электроник Виталий Пашнин. – Установлен новый блок-бокс кроссовых панелей, контроллеры, датчики температуры, вибрации, контроля герметичности…
Заграница нам поможет!
– Сейчас многое меняется. Например, стараемся «выходить из земли», то есть размещаем кабели на специальные лотки на кабельных эстакадах, – отмечает Сергей Тюленев. – Это практичнее и безопаснее – лоток открыли, кабель заменили. Можно спокойно проводить земляные работы, не боясь повредить кабель.
Новую автоматизированную систему управления внедряли почти два года — из-за санкций, наложенных Западом на Россию. Впрочем, сегодня «Транснефть» почти полностью перешла на отечественное оборудование. И как тут не вспомнить бессмертного Остапа Бендера с его фразой «Заграница нам поможет!». Такая вот неожиданная помощь: многочисленные табу привели… к подъёму отечественной экономики. А «заграница» продолжает «назло бабушке морозить уши», лишая себя богатейшего рынка сбыта. Что ж, каждый выбирает для себя…
Антироссийские санкции положительно повлияли на динамику роста заказов российской промышленности. «Транснефть» и сама производит широкую номенклатуру оборудования, и даже построила в Челябинске два завода по производству высокопроизводительных насосов и высоковольтных электродвигателей. Этим оборудованием компания оснащает собственные нефтеперекачивающие станции. Впечатляет и качество работы, и применяемые технологии. Результат – инновационное развитие, разработка новейших технологий в сфере транспортировки нефти и нефтепродуктов, мировое лидерство в сфере трубопроводного транспорта.
…А на станции «Еткуль» между тем идёт отладка АСУ. Кстати, ожидаемый срок ее службы – двадцать лет.
– Если вам предложат купить подержанный автомобиль или новый, вы что выберете? – рассуждает в ответ на мой вопрос об АСУ Олег Борзенков. – Конечно, новый! Вот и мы, как инженеры, рады возможности поработать с новым оборудованием. Сейчас «обкатаем» систему, «распробуем» ее — и, не сомневаюсь, трубопровод будет в ещё большей безопасности. Мы – пионеры по новому оборудованию среди шести станций Челябинской области!
Про систему мне рассказали много, но ведь лучше один раз увидеть! Надеваем каски и идём на МДП – местный диспетчерский пункт, откуда и ведётся контроль за работой всего оборудования.
– Здесь видим параметры работы линейной части и самой станции, сюда выведены параметры вспомогательных систем и пожаротушения, – показывает на экраны Сергей Тюленев.
На смене дежурный оператор из родного Коркинского округа Вадим Шакиров. Перед ним несколько мониторов, он постоянно на связи с коллегами. Выпускник Коркинского горно-строительного техникума и Свердловского горного института, он работает на станции почти двадцать лет.
– Часто повышаете квалификацию, Вадим?
– Следуем заветам Владимира Ильича Ленина: «Учиться, учиться и учиться!». У нас вся работа на этом принципе построена.
Смены у Вадима Рашитовича с коллегами длятся по 12 часов.
– У нас интересная работа – каждый день что-то новое, так что инженеру есть, к чему приложить таланты. Нравится стабильность, порядок, дисциплина. Вот сейчас осваиваем новую автоматику…
Бок о бок с операторами — дежурные электромонтёры (в смене с Шакировым – Константин Репп и Александр Смирнов), всегда готовые устранить отказ или сбой оборудования.
Вместе с Сергеем Тюленевым и Олегом Борзенковым мы осмотрели электрозал, где величаво стоят мощные электродвигатели, произведённые на уже упомянутом заводе «Транснефти» в Челябинске. Заглянули в блок кроссовых панелей.
На станции кое-где ещё видны следы недавнего переустройства. Однако общую картину они не портят: подстриженный газон, покрашенные и побеленные заборчики, бордюры. Сотрудников практически не видно, что неудивительно при такой автоматизации. Зато то и дело встречаются деловито снующие из норки в норку суслики. Зверьки – как живая гарантия экологической безопасности объекта.
Если образно подытожить впечатления, и сравнить многотысячекилометровую сеть нефтепроводов, протянувшуюся по территории России, с государственной границей страны, то на примере работы станции «Еткуль» можно констатировать: нефтепроводы – «на замке»! За их состоянием следят настоящие профессионалы, инженерные навыки, умения и способности которых гарантируют стабильную работу нефтяных магистралей.
Отважные сотрудники «Транснефти»
Нельзя не сказать и о том, как проявила себя компания «Транснефть» после начала специальной военной операции ВС РФ на Украине. В июне 2023 года в администрации Коркинского округа торжественно вручали медаль «За отвагу» ведущему инженеру по стройконтролю, нашему земляку Вадиму Комарову.
Вадима Сергеевича (позывной «Комар»), отца троих детей, чествовали глава округа Наталья Лощинина, заместитель генерального директора ООО «Транснефть Надзор» Михаил Волохов. Коркинец рассказал, что в 2022 году компания «Транснефть» по согласованию с министерством обороны создала именной батальон из сотрудников. Позже я обстоятельно поговорил с Вадимом Комаровым, в «Горняцкой правде» вышла публикация «Комар» и «Князь Серебряный».
В День России в Челябинске губернатор Алексей Текслер вручил медаль «За отвагу» сотруднику «Транснефть Охрана» Виталию Железняку. И о Виталии Александровиче вышла большая публикация в «Горнячке» — «Сам себе бы не простил». Он тоже служил в добровольческом батальоне «Барс-20», созданным «Транснефтью».
И таких героев нашего времени в компании немало. Руководство «Транснефти» и добровольцы вносят значимую лепту в приближение нашей Победы. А она обязательно будет!
Юрий Сейидов,
газета «Горняцкая правда».
Коркино – Еткуль
На снимках: Сергей Тюленев (справа) и Олег Борзенков в блоке кроссовых панелей; дежурный оператор Вадим Шакиров
Фото автора