15 февраля. По одному Бин Дуньдуню в руки
Главным ожидаемым событием очередного дня зимней Олимпиады в Пекине была короткая программа фигуристок. Ещё бы, сколько всего вокруг Камилы Валиевой произошло за последние дни – уму непостижимо! Но выступление запланировано на поздний пекинский вечер, а с утра все мысли о биатлонной мужской эстафете.
Её из-за сильного холода перенесли на два с половиной часа раньше. Выезд в горный кластер игр Чжанцзякоу «пробил» в день звёздного часа золотой мужской эстафетной лыжной четвёрки, посмотрел и убедился, как были правы коллеги. Биатлон, как и многие сейчас виды спорта – телевизионная история. Как уже отмечал ранее, даже находящиеся на постоянной основе в горах маститые журналисты предпочитают смотреть гонку на экране, выходя из тепла уже после финиша, чтобы побеседовать со спортсменами в микст-зоне.
Я с утра посмотрел два первых периода хоккейного поединка за выход в четвертьфинал между Словакией и Германией (за сорок минут словаки забросили трижды, а в третьем – ещё одну шайбу), и поехал в медиацентр болеть и за биатлон, и за конькобежцев, разыгрывающих медали в командной гонке преследования.
Как же меня поздравляли иностранные коллеги вокруг, когда российские биатлонисты этап за этапом наращивали преимущество. Радовался за Максима Цветкова, дважды здесь упустившего медали, Сашу Логинова, Карима Халили. Эдуард Латыпов блестяще провёл лёжку, а затем… Отмечал, что в медиацентре трансляция на огромных экранах идёт без звука. Но представляю, как экспрессивно творил в комментаторской кабинке Дмитрий Губерниев. Мне кажется, не случайно такая драма разыгралась именно на Олимпиаде. На ней почему-то вот такие и случаются, как бы подчёркивая всё величие спорта.
Страшно разочарованный (а каково тогда же Латыпову, другим ребятам?) пошёл побродить по медиацентру. И увидел у многих в руках подарочные пакеты. Ба, да это же талисман Олимпиады в Пекине – неуловимый Бин Дуньдунь! Но у сувенирного магазина – огромная очередь, часа на три. Вот это дела. Выясняю ситуацию. Дают по одному в руки на одну аккредитацию, цена – 192 юаня (около 2,5 тысяч рублей). Подошёл к сотруднику магазина на входе, спросив «хау мач Дуньдунь?» (что-то вроде – сколько стоит). Он мне написал на телефоне цифру 400. Может, так предлагал приобрести заветный талисман вне очереди, как раньше (во времена дефицита) говорили – из-под полы? Но российский коллега пояснил: это он называет цену с нагрузкой в виде какого-нибудь китайского фонарика или другого, не пользующегося спросом товара.
А очередь в магазин лишь росла, в ней стояло много местных журналистов Елена Кузнецова с сайта «Чемпионат» рассказала: «Они покупают талисмана, рядом – почтовое отделение. Отсылают посылку за пределы «пузыря», а «на воле» Бин Дуньдун идёт долларов за пятьсот». Другой коллега высказал мысль, что скоро талисманчиков будет много: «Журналисты уже пожаловались в МОК, должны завести». Что ж, будем ждать изобилия Дуньдуней. Хотя что-то непохожа такая ситуация с дефицитом на предприимчивых китайцев.
Вечер получился волшебным! Я сидел на трибунах Столичного дворца спорта и не верил в реальность. Напоминал маленького мальчика Петю из фильма Дмитрия Астрахана «Всё будет хорошо», когда ребёнок впервые попал на балет «Щелкунчик». У меня были точно такие же широко открытые глаза. Переполненные ложи прессы, сотни объективов фотоаппаратов, беспрерывно щёлкающих. Всё это пришло в особенное движение, когда вышли девчонки из заключительной пятой разминки, в том числе Камила Валиева, Александра Трусова и Анна Щербакова.
На льду Камила, хрупкая и беззащитная, вложившая в прокат всю боль последних дней. Маленькая помарка при одном приземлении, но зал взрывается овациями. Не скажу за всех, но я хлопал и орал от всех южноуральцев и за Валиеву, и за Сашу с Аней! А потом заплутал при выходе и со дворца и… Навстречу шла Этери Тутберидзе! В голове промелькнула тысяча и одна идея, как остановить легендарного тренера и что-то спросить, а, может, сфотографироваться. Однако духу не хватило ни на один способ привлечь внимание, просто с громадным уважением смотрел на проплывающую мимо царственную особу.
Среда вновь насыщенна до предела – Олимпиада мощно мчится к финишу, и приходится выбирать, как в том анекдоте: «Лев объявил зверям: «Красивые налево, умные направо». Все пошли кто куда, а обезьяна мечется: «Что мне теперь, разорваться?» В два дня по местному времени хоккейный четвертьфинал России и Дании. Даже по телевизору, возможно, не удастся посмотреть захватывающие спринтерские лыжные гонки, биатлонную женскую эстафету. Ничего, разберёмся по ходу дела.
Юрий Сейидов,
фото автора и ОКР