Директор предприятия «Промрекультивация» Николай Джемилев рассказал о первых результатах работы на угольном разрезе «Коркинский».
Выбирали лучшие в мире технологии
– Николай Николаевич, какова роль ООО «Промрекультивация» в решении нашей главной экологической проблемы? Чем сегодня занимается предприятие?
– По результатам независимого экологического аудита документации, связанной со строительством Томинского ГОКа, проведённого в 2016 году специалистами Уральского государственного горного университета по поручению губернатора Челябинской области, было рекомендовано рассмотреть возможность использования обезвоженных хвостов обогащения для рекультивации Коркинского разреза.
Для проведения работ по рекультивации отработанной выработки угольного разреза «Коркинский» и было создано ООО «Промрекультивация», на которое переоформлена лицензия на право пользования недрами.
Использование для ликвидации отработанной выработки угольного разреза Коркинский закладочного материала, приготовленного на основе хвостов обогащения Томинского ГОКа, принято правительством Челябинской области и поддерживается федеральными органами власти, в частности Министерством РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, а также Министерством природных ресурсов и экологии России.
Мы подошли к задаче основательно и разработали оптимальную схему. Сначала провели научно-исследовательские работы. Тщательно изучили состояние разреза – геологию, устойчивость бортов, как в кратчайшие сроки локализовать существующие эндогенные пожары. Затем для получения закладочного материала на основе хвостов обогатительной фабрики Томинского ГОКа провели тендер между мировыми лидерами в процессах сгущения и гидротранспортирования. Исследовали физико-механические, химические и реологические свойства этого материала. Разработали проект и согласовали его с территориальной комиссией по разработке месторождений полезных ископаемых Департамента по недропользованию по Уральскому федеральному округу по Челябинской области (ТКР-Челябинскнедра). Прошли экспертизу промышленной безопасности с внесением в реестр Ростехнадзора. Провели общественные обсуждения. Прошли государственную экологическую экспертизу в Федеральной службе по надзору в сфере природопользования (Москва). То есть, проделали поистине титанический труд.
Сейчас занимаемся реализацией первого этапа «Проекта ликвидации отработанной выработки угольного разреза «Коркинский», а именно профилактикой и тушением эндогенных пожаров.
– Сколько человек ежедневно трудится на тушении пожаров?
– 51 сотрудник нашего предприятия.
– Привлекали дополнительные силы?
– Да. Это были МЧС и горноспасатели филиала «Копейского ВГСО» военизированной горноспасательной части (ВГСЧ). Когда начинали работы в феврале 2018 года, с нами трудились два отделения ВГСЧ (примерно до 20 человек). В то время их профессиональная помощь была просто необходима: они шли впереди, мы – за ними. С помощью горноспасателей тушили первые пожары на площади 1650 квадратных метров, боролись с наиболее крупными очагами самонагревания.
Сейчас нам уже достаточно одного отделения. Сами стали самостоятельными, приняли специалистов, приобрели технику.
– Кстати, какая используется техника для тушения?
– Сегодня в разрезе работают экскаваторы Hyndai, погрузчики и бульдозеры Ko-matsu, самосвалы Volvo.
– Всё-таки сколько сейчас пожаров в разрезе?
– При инвентаризации очагов самонагревания породно-угольных навалов выявлены 17 зон общей площадью около 270 тысяч квадратных метров. Уголь может нагреваться где угодно, если соприкасается с атмосферой, водой.
Бегать за пожарами и тушить их – тяжело. Нужна система мониторинга. И мы такие мероприятия выполняем: закупаем оборудование для постоянного мониторинга. Это специальные мачты, на них устанавливаются тепловизоры, которые могут определять температуру поверхности на расстоянии пол-
тора-два километра. Они вращаются и фиксируют температуру всего разреза. По полученным данным будет составляться тепловая карта. Если где-то температура станет увеличиваться, значит, знак нам – занимайтесь этой зоной.
А для определения очага в грунт вбиваются зонды для исследования температуры на глубине от полутора до трёх метров. Делаем выводы и готовимся к локализации.
– Удалось ли стабилизировать экологическую ситуацию, Николай Николаевич? Есть ли какие-то цифры по этому вопросу, замеры аккредитованных лабораторий?
– Мы провели профилактические работы в зонах самонагревания породно-угольных навалов общей площадью 120 тысяч квадратных метров, что составляет более одной трети от общей площади самонагревания. Оставшиеся площади планируем локализовать за год – к январю 2020 года.
Для контроля качества атмосферного воздуха в Коркино и на Розе, в направлении Челябинска, посёлков Калачёво и Октябрьский привлекаются независимые специализированные аккредитованные лаборатории центра гигиены и эпидемиологии в Челябинской области, центра лабораторного анализа и технических измерений по Уральскому федеральному округу, Уральской комплексной лаборатории промышленного и гражданского строительства» и филиала «Копейского ВГСО».
Они осуществляют мониторинг атмосферного воздуха в двадцать одной контрольной точке по следующим веществам: азот (II), азота оксид, азота диоксид (азот (IV) оксид), углерода оксид, серы диоксид (ангидрид сернистый), пыль (взвешенные частицы), дигидросульфид (сероводород). По результатам исследований установлено, что содержание вредных веществ в атмосфер-
ном воздухе в последнее время соответствует требованиям ГН 2.1.6.3492-17 (предельно допустимые концентрации – ПДК загрязняющих веществ в атмосферном воздухе городских и сельских поселений).
Зима с белым снегом
– Состояние атмосферного воздуха стало лучше?
– Когда мы заходили на разрез, у нас не было данных, которые имели Челябинская угольная компания и региональное министерство экологии. А люди небезосновательно волновались о состоянии воздуха. Мы привлекли три независимых лаборатории плюс лаборатория ВГСЧ, чтобы следить за уровнем концентрации вредных веществ в воздухе. Недавно кто-то из ваших коллег делал опрос среди населения на Розе. Один мужчина ответил так: «Это первая зима за последние годы, когда у нас белый снег!»
– Когда начнётся строительство пульпопровода?
– Оно уже началось. Подготовлен склад для хранения труб, создана производственная площадка для монтажа технологических конструкций, ведётся планировка трассы трубопровода по северному борту.
– Пульпопровод не затронет жилую зону?
– Он пойдёт по отвалам, и дальше в промзону. Затем уходит вниз разреза по северному и южному бортам. Федеральную автомобильную трассу пройдём проколами.
– Много коркинцев трудятся на предприятии?
– Иногородних лишь несколько человек. Остальные, как мы и обещали, жители Коркинского района. Мы сразу обозначили, что надо брать тех, кто трудился в Челябинской угольной компании, так как они имеют опыт и добычи, и тушения пожаров.
– Кого бы отметили?
– Главного инженера Сергея Георгиевича Антипова. Он практически живёт на работе, настоящий пример для подражания. Мы начинали вдвоём, и я опирался на его знания. Сейчас с его помощью собрали отличную команду профессионалов.
– Николай Николаевич, вы успели проникнуться Коркино?
– Мне город очень нравится. Здесь живут добрые, умные, трудолюбивые люди. Они дело делают, а не разговаривают. На таких Россия и стоит!
Приятно жить и работать с ними. Рад и горжусь, что могу чем-то помочь. Благодарен Богу, что он меня сюда привёл.
Город из сказки советских времён с привлекательной малоэтажной застройкой и архитектурой, он ассоциируется с эпохой, когда мы знали дядю Стёпу-милиционера, который всегда поможет и защитит. Когда мы потушим пожары, Коркино станет еще более комфортным для жизни, пожалуй, одним из лучших в Челябинской области.
Кстати, ко мне не раз подходили коркинцы и просили создать какое-нибудь производство, связанное с медью: «Давайте делать что-то дальше! Например, цех по производству катанки, проводов, кабеля, приборов». Народ видит перспективу, понял, что Томинский ГОК Русской медной компании, применяя лучшие в мире технологии, может стать отправной точкой для организации новых предприятий и в целом социально-экономического развития района.
Юрий СЕЙИДОВ