Вопрос жизни и смерти
Новости

Вопрос жизни и смерти

 С 1 января 2012 года вступит в силу федеральный закон № 225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте» (далее – Закон об ОПО).
Он регулирует отношения, связанные с обязательным страхованием ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда и с защитой потерпевших (физических лиц) в результате аварии на опасном объекте, определяет принципы гарантированного возмещения вреда потерпевшим в результате аварии на опасном объекте и устанавливает систему финансового контроля состояния опасных объектов на территории Российской Федерации.
Для того чтобы закон об ОПО, подписанный президентом в 2010 году, начал работать в полную меру, необходимо два ключевых документа — правила и тарифы страхования. Минфин передал в Правительство РФ проекты постановлений данных документов в июне текущего года, в соответствии со сроками, установленными Правительством РФ.
Минфин РФ при подготовке расчётов тарифов по новому виду страхования использовал статистику МЧС, Ростехнадзора, Фонда социального страхования, Минтранса, других ведомств, а также данные международного опыта в этой сфере и оперировал информацией по 286 тыс. предприятий, что составляет 85 процентов из всех действующих опасных предприятий в РФ.
Диапазон рассчитанных тарифов по ОПО колеблется от 0,1 до 4,94 процентов (самый высокий тариф действует для угольных шахт, где опасность наступления страхового события чрезвычайно велика). Средний тариф по опасным объектам составляет 0,32 процента.
Таким образом, средняя стоимость страховки ОПО в РФ составляет 67 559 рублей, что сопоставимо со стоимостью одного договора страхования автомобиля по КАСКО.
«Выступая с критикой уровней тарифов, промышленники оперируют данными опроса, проведённого на базе 19 тыс. опасных предприятий, что составляет 5 процентов от общего их числа. Кроме того, ни нам, ни Минфину России не была представлена методика, на основании которой промышленники готовили свои альтернативные расчёты», — поясняет президент Национального союза страховщиков ответственности А. Юрьев.
Кроме того, А.В. Юрьев выразил озабоченность по поводу того, что тарифы на страхование опасных объектов (ОПО) до сих пор не подписаны правительством. Правила страхования и тарифы необходимо утвердить в самое ближайшее время. «Это нужно сделать уже сегодня, хотя бы потому, что все страховые компании, чтобы начать работать с 1 января, должны как минимум получить лицензию на страхование», — говорит А. Юрьев.
Срок получения лицензии составляет порядка 2–3 месяцев. При этом без утверждённых правил и тарифов лицензирование невозможно. Между тем, у страховщиков остается всё меньше времени на качественную подготовку к  проведению закона. А это ставит под угрозу реализацию закона в принципе.
При новом страховании ОПО, подчеркнул А. Юрьев, проверка состояния таких объектов и оценка уровня их безопасности «будет проводиться силами страховых организаций ежегодно, а не как сейчас, один раз в три года. Этот закон вводит систему финансового контроля за состоянием ОПО, а как следствие — минимизацию случаев аварий и уменьшения числа погибших», — считает Юрьев. Он также выразил уверенность, что «Саяно-Шушенских» и «Распадских» будет меньше».
Самый большой риск в этом виде страхования — степень износа   основных   фондов  опасных  производственных  объектов,  что  в основном  и  приводит  к  авариям  с большим количеством пострадавших. Так  как приобретение полиса станет обязательным, страховщики,  принимающие  на  себя риски, неизбежно будут стимулировать своих  клиентов  —  владельцев  ОПО к повышению качества эксплуатируемых объектов.
Однако основное назначение данного закона – это гарантированные выплаты семьям погибших в случае аварий. Закон об ОПО впервые устанавливает новые обязательные уровни защиты интересов сотрудников предприятий при наступлении аварии. Сейчас в случае смерти семья погибшего может рассчитывать на выплату в размере 100 тысяч рублей, однако получателям выплаты необходимо доказать обоснованность её размера. По словам представителя координационного совета по страхованию при Ростехнадзоре Ирины Кручининой, к безусловным преимуществом закона об ОПО следует отнести установление компенсации в размере 2 млн руб. по риску «смерть» и до 2 млн руб. по риску «получение инвалидности» или за вред здоровью. Кроме того, закон предусматривает выплаты до 300 тысяч рублей за вред имуществу физических лиц и до 200 тысяч по риску «ухудшение условий жизнедеятельности в связи с аварией на предприятии».   Это  революционное нововведение — компенсации людям за нарушение условий их жизнедеятельности в результате аварий. Таких компенсаций в России до сих пор не было. Все нормы закона распространяются как на третьих лиц, так и на сотрудников самого предприятия, которые в настоящий момент страховкой не защищены в рамках действующих законов по ОПО.
Выплаты будут производиться в течение месяца. Таким образом,  только  после вступления в силу данного закона работники, задействованные на опасных объектах, могут быть уверены в достойном и быстром возмещении ущерба своей жизни или здоровью в случае аварий.
Обязательства страховщиков по новому закону об ОПО увеличиваются по сравнению с действующими в 928 раз (верхний лимит страховщиков для крупных предприятий установлен законом об ОПО в 6,5 млрд. рублей, в то время как сейчас действуют лимиты для всех предприятий не более 7 млн. рублей по добровольному страхованию ответственности). При этом затраты предприятий на приобретение полисов по сравнению с добровольным страхованием ответственности, которое действует до сих пор со следующего года, увеличатся в 10 раз, сообщил Андрей Юрьев .
Государство, идя на такую меру, высвободит десятки миллиардов рублей, которые в настоящее время тратятся по линии МЧС на ликвидацию последствий техногенных аварий из федерального, краевых, республиканских и муниципальных бюджетов. По данным МЧС, в 2009 году такие расходы превысили 32,7  млрд. рублей, а в 2010 году эта сумма составила 61,55 млрд. рублей. При этом льгота по уплате налогов для опасных предприятий по отнесению на себестоимость расходов на страховую премию, как подсчитали эксперты, обойдётся бюджету лишь в 4 млрд. рублей.
Кроме того, введение нового закона существенно уточнит статистику происшествий на опасных предприятиях. Для сравнения А. Юрьев приводит пример, когда при введении закона об ОСАГО по официальной статистике ГИБДД фиксировалось 400 тыс. дорожно-транспортных происшествий, после вступления закона  статистика ОСАГО показала число ДТП в 4 раза больше. При этом на уточнение статистических показателей повлияет тот факт, что в настоящее время происшествия на предприятиях, которые относятся к разряду инцидентов, регистрируются самими предприятиями и не учитываются государственными ведомствами.
Если введение в действие закона об ОПО будет сорвано, пострадавшие от аварий люди так и не получат адекватных выплат от предприятий, им опять останется надеяться на помощь правительства.
Ещё когда законопроект об ОПО обсуждался в течение 10 лет, а предприятия имели все возможности обеспечить гражданам гарантии, в добровольном порядке они этого не делали. А если делали, то по настоянию государства или прокуратуры. В результате при наступлении тяжелейших аварий чаще всего за бизнес расплачивается государство, которое вынуждено оказывать помощь пострадавшим из средств бюджета.
«Промышленники не хотят лишних глаз, лишнего контролёра на предприятии в сфере соблюдения техники безопасности. Они знают, что со страховщиком невозможно договориться, обойти или подкупить» — отмечают страховщики. Кроме того, страховщик, обнаруживший недопустимые для заключения договора ОПО нарушения на предприятии, имеет право обратиться в орган госнадзора. Такие обращения могут иметь серьёзные последствия. Неудивительно, что страхователи не горят желанием видеть ни страховщиков у себя в офисах, ни ОПО в числе своих обязанностей.
В целом, в период с 2006 по 2010 годы произошло огромное количество аварий на ОПО, государственные расходы по устранению последствий аварий на ОПО растут из года в год.
Так неужели вопрос введения Закона в действие при реальной и гарантированной защите вместо номинальной и декларируемой, должен подтверждаться новыми «знаковыми авариями» и дополнительными человеческими жизнями?!

 
 
 
 

Поделиться
Хештеги:

Оставить комментарий

avatar
  Подписаться  
Уведомление о