Обсуждаем стратегию
Новости

Обсуждаем стратегию

Руководителей территориальных управлений Пенсионного фонда собрали на селекторной видеоконференции: в эти дни идёт общественное обсуждение «Стратегии развития пенсионной системы Российской Федерации до 2030 года».
Коркинское УПФР во главе с начальником С.А. Манаенковой, её заместителем О.А. Легаевой и начальником отдела назначения и перерасчёта пенсий М.Н. Хуснутдиновой также подключилось к прямому эфиру. – Этот документ разработан министерством труда и Пенсионным фондом совместно с заинтересованными ведомствами, – сообщила за несколько минут до пресс-конференции Светлана Манаенкова. – Стратегия предусматривает реализацию в России трёхуровневой модели.
О её ступенях и сообщили коллегам, а также журналистам председатель правления Пенсионного фонда А.В.  Дроздов и заместитель министра труда и социальной защиты России А.Н. Пудов.
– Проект внесён на рассмотрение в связи с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года, –напомнил Андрей Пудов. – Его разработка прошла в рабочих группах, с ведущими экспертами из области пенсионного права и экономики. Документ содержит сбалансированные подходы, которые должны быть воплощены в виде нормативно-правовых актов.Средний размер пенсии сегодня по России, уточнил чиновник, составляет 9 тысяч 700 рублей, по сравнению с 2002 годом к прожиточному минимуму он вырос более чем в два раза.
– В целом всё неплохо, однако есть целый круг нерешённых вопросов. Так, сохраняется проблема с отсутствием страховых источников для поддержания размера пенсии и дальнейшего её регулирования. Есть элемент финансовой несбалансированности: подводит демография.  Не развиты финансовые институты, нарастают риски, связанные с сохранностью накопительного элемента. Широка и проблема реформирования системы досрочных пенсий.
В качестве приоритетных задач в рамках стратегии Андрей Николаевич назвал гарантирование социально приемлемого уровня пенсионного обеспечения, обеспечение долгосрочной финансовой сбалансированности бюджета ПФР и удержание адекватной нагрузки на экономику страны, приемлемую для страхователей и соответствующую международным стандартам.При всём этом, подчеркнул Пудов, необходимо обеспечить 40-процентный коэффициент замещения заработка трудовой пенсией по старости (при нормативном страховом стаже и средней заработной плате) и приемлемый уровень пенсий для среднего класса за счёт участия в корпоративных и частных пенсионных системах. Должна быть повышена и эффективность накопительной пенсионной системы.Стратегия предусматривает реализацию в России трёхуровневой модели.Первый уровень – трудовая пенсия в рамках государственной (публичной) системы обязательного пенсионного страхования за счёт страховых взносов). За счёт этого уровня должен обеспечиваться коэффициент замещения утраченного заработка до 40 процентов.Второй уровень – корпоративная пенсия. Формируется работодателем при возможном участии работника на основании индивидуального трудового и (или) коллективного договоров либо отраслевого тарифного соглашения. Это – ещё до 15 процентов от утраченного заработка.Третий уровень – частная пенсия. Формируется самим работником. Это может дать ещё до 5 процентов утраченного заработка.Подробно А.Н. Пудов остановился на совершенствовании тарифно-бюджетной политики. Ключевой принцип: обязательность уплаты страховых взносов, а также установление единых тарифов страховых взносов в отношении всех категорий работодателей на приемлемом уровне. Предлагается поэтапное приведение в соответствие с уровнем пенсионных выплат размера страхового взноса для самозанятого населения – индивидуальных предпринимателей, фермеров, адвокатов, нотариусов и т. д. Пример: сегодня их платёж в ПФР рассчитывается исходя из одного минимального размера труда и составляет 14,3 тысячи  рублей в год, тогда как размер страхового взноса наёмного работника достигает 112 тысяч рублей в год. При этом пенсии обеих категорий граждан являются соразмерными.
– Особая статья – реформирование института досрочных пенсий, – обратился к коллегам Андрей Пудов. – Стратегия предусматривает установление дополнительного тарифа страховых взносов для страхователей в отношении работников с особыми условиями труда.
В настоящее время финансирование пенсий пенсионерам-досрочникам идёт не за счёт дополнительных страховых взносов работодателей, а за счёт общих доходов бюджета ПФР. То есть из взноса всех работающих граждан, в том числе и тех, кто на досрочную пенсию не пойдёт. При этом работодатели не заинтересованы в сокращении рабочих мест с вредными и опасными условиями труда: работники получают льготную пенсию, которая самим работодателям ничего не стоит. Кроме того, право на досрочную пенсию получают и те граждане, вред здоровью которых за время их работы не нанесён, но их профессия включена в списки № 1 и № 2 (вредных и опасных производств). К сведению: 75 процентов пенсионеров-«досрочников» (2,4 миллиона человек) продолжают работать после назначения им пенсии. Проектом предлагается экономически стимулировать работодателя к улучшению условий труда работников, изменить ситуацию, когда издержки по обеспечению прав отдельных граждан на досрочную пенсию, по сути, несут все пенсионеры страны. При этом для работников, занятых на производствах с особыми условиями труда, сохранятся льготы и компенсации. В качестве дополнительной гарантии для работников, включенных в списки, предлагается продлить срок действия Программы государственного софинансирования добровольных пенсионных накоплений. В условиях перехода на «эффективный контракт» в отношении педагогических, медицинских и творческих работников предлагается изменить механизм досрочного выхода на пенсию через постепенное увеличение требований к стажу, необходимому для досрочного назначения пенсии.ПРОЕКТОМ предлагается рассмотреть вопрос об оптимизации до 2 процентов тарифа страховых взносов на накопительную составляю-щую пенсионной системы и направлении 4 процентов в солидарную часть пенсии; о предоставлении в последующем застрахованным лицам права самостоятельного выбора в отношении 2 процентов страховых взносов; остаться в государственной пенсионной системе солидарного характера или формировать свои пенсионные права в рамках накопительной системы; о стимулировании работников к уплате дополнительных страховых взносов из их заработной платы в накопительную составляющую.
– Стратегию предлагается реализовать в три этапа, –принял эстафету селектора А.В. Дроздов. – Первый этап –2013 – 2015 годы, второй – 2016 – 2020, третий – до 2030 года.
Разработчикам документа свои насущные вопросы задали журналисты из Якутии, Челябинской и Ивановской областей, Ставрополья, Хабаровска, Кемерово… На все были получены исчерпываю-щие развёрнутые ответы, в том числе и по повышению пенсионного возраста. «Этого не произойдёт, работник будет иметь выбор», – сказали чиновники.
– Страховые взносы должны платить все без исключения и в полном объёме, – обозначил ключевую платформу перемен председатель Правления ПФР. – Сегодня их собираемость составляет 98 процентов, это неплохо. Пользуясь случаем, хотел бы поблагодарить руководителей местных управлений Пенсионного фонда: вы у нас – в «круге первом» по высокой нагрузке в работе с населением.

Поделиться
Хештеги:

Добавить комментарий