Новости

Я люблю тебя, жизнь! | 16+

 
Германа Владимировича на интервью пришлось уговаривать: «Да чем я лучше других?» Но собеседником он оказался замечательным! А ещё его глаза – добрые, заинтересованные, живые. Вспоминаю, что когда в далёкой юности читал в «Горнячке» про Германа Савчука, мне почему-то он казался очень-очень строгим – горком КПСС, первый заместитель председателя исполкома, директор крупнейшей автобазы…
У России два друга – армия и флот
Беседу мы начали с актуальной темы – продовольственных санкций со стороны России в отношении тех стран, кто ввёл санкции другого рода против нашей страны.
– Герман Владимирович, вы родились до войны, хлебнули послевоенное лихолетье, не забыли продукты по талонам на стыке 80-х и 90-х годов, как и многие нынешние россия-не. Почему же у людей проскальзывает тревога: не останемся ли мы голодными? Ведь было в десятки, сотни раз хуже…
– Интересный вопрос. Может, кому-то наверху не хватает устриц, хамона, фуагра. Мы, простые люди, видели многое, нас не напугаешь отсутствием деликатесов. Мне обидно за другое – за державу. Почему все против нашей страны? Ну ладно, Прибалтика, Польша – это известные русофобы. Но обидно, когда братушки из Болгарии  тоже с ними. Почему у нас нет друзей? И вспоминаешь царя-императора, который говорил: «Запомните, у России только два друга – армия и флот». И ведь чуть не погубили наших друзей с этими Сердюковыми, Васильевыми. Хорошо, вовремя опомнились. Я согласен есть хлеб с квасом, но чтобы у России было всё хорошо, она была силой. А тогда хочешь-не хочешь – будут уважать.
Вот США сила: их в мире и уважают, хотя у американцев, на мой взгляд, ожирение мозга. Когда в первый раз был за границей в Югославии, то видно было, как местные с уважением посматривали на часы, выпрашивали фотоаппарат. Советский Союз был силой. Сейчас раз десять пересёк границу с Германией, где живёт моя младшая дочь Елена Ган с мужем и дочкой Соней. Даже немецкие пограничники разговаривают с пренебрежением…
– Автомобили – призвание?
– Вряд ли. Скорее, нужда. Мама одна воспитывала, после школы пошёл в гараж  учеником автослесаря. Притянулся к машинам, ещё «студебеккера» разбирал. В армии в автобате служил в Кирове при строительной организации. Когда позже слышал про дедовщину, то удивлялся: в моё время такого не было, единственное, что позволяли «старички», – просили на дембель бушлат, шапку. Моя шапка 60-го размера никому не подошла. А ещё играл на баяне. Разок сыграл, утром – подъём, вставать неохота, вдруг слышу: «Не трогайте салагу, пусть спит».
После армии, где получил второй класс, пришёл в АТП на автобус. Сначала ездил на стареньком «ПАЗике» по маршруту ДК Жданова – Второй участок, потом на «ЗИЛе» (был такой автобус) с цветочками, машины остались после фестиваля молодёжи в Москве.
 
– Как стали членом коммунистической партии?
– В армии стал кандидатом в члены КПСС. У меня были среднее образование плюс первый курс института. Тогда же какая разнарядка была: трое рабочих – один инженер, три рядовых – один офицер. А в Коркино меня приняли в партию в АТП. Вскоре стал парторгом, у нас было 80 коммунистов. Как-то в АТП на партийное собрание приехали руководители горкома КПСС Виктор Митрофанович Тимошенко, Алексей Иосифович Чуркин. После оставляют и спрашивают: «Где живёшь?». Говорю, что в хороших условиях: в комнате на 9 квадратных метров. А у нас с женой первая дочка родилась. Видимо, приметили меня. Через некоторое время мы получили двухкомнатную квартиру на пятом этаже в доме № 1 по улице Сони Кривой. А потом меня пригласили инструктором в горком партии в орготдел (тогда уже первым секретарём стал Иван Иванович Коржов). Три года инструкторил.
 
Пили мы не больше других
– Вас, видимо, заметили и готовили к руководящей должности?
– Возможно. После партийной работы у меня ведь был период, когда занимался хозяйственной работой в советских органах власти – был избран первым заместителем председателя горисполкома. Попал в свою стихию. Не кривя душой – люблю людей, жизнь. Мне бы, наверное, стоило стать священником, но тогда как было? К церкви не подходи. Когда принял автобазу «Челябинскуголь», то поначалу на такой отпор наткнулся… Но потом… Раз в неделю проводил расширенную оперативку, так приезжали транспортники-пенсионеры меня послушать. В Коркино же только кусочек автобазы был – восьмая часть. А две колонны – в Копейске, по одной – в Еманжелинске и Красногорском. Там мужики – оторви да брось. Через две-три оперативки отношение со стороны рабочих ко мне изменилось. Они что-то просят, я честно отвечал: это могу, а вот это – никак.
– Герман Владимирович, а почему вашу автобазу называли пьяной?
– Не знаю, честно. Пили мы не больше других. А вот на демонстрациях всегда шли первыми из четырёх транспортных предприятий. Потому, что по всем показателям были первыми.
– Чем запомнилась работа в исполкоме?
– Курировал коммунальное хозяйство, жильё. На приёме минимум тридцать человек сидит в ожидании ответа. Страшно переживал, что люди сидят, ждут, а мы бюрократию разводим. Но ведь не скомкаешь за пять минут вопрос посетителя. Ситуаций разных хватало, особенно по жилью. Газификация Коркино тогда начиналась. У нас же было 112 угольных котельных, снег постоянно чёрный. Постоянные совещания с газовиками, контроль, лимиты.
 Кто назовёт фамилии наших депутатов?
– Вы часто гостите в семье младшей дочери. Согласились бы остаться на постоянное жительство в Германии?
– Нет, ни за что!
– А почему?
– Во-первых, по гороскопу я кот, люблю свой город, дом. Здесь мои предки лежат. Там хорошо, красиво. Но когда это «хорошо-красиво» разглядел, то понял, что мы там чужие. Нет нашей души, хотя в Германии около 6 миллионов русскоязычных граждан. Внучка – да, она же там выросла. Четыре языка знает! 
Хотя поучиться у заграницы есть чему. Вот некоторые примеры.
Любовь к нашим братьям меньшим – один из показателей благополучия страны. Сколько несчастных Трезоров, Жучек, Шариков остались беспризорными после переселения части жителей Розы. А ведь только собака может любить бескорыстно и преданно. Почему-то у нас как-то всё не так. Надо понять, что из овощного семечка вырастет только овощ, а из семени зла вырастет зло. 
Ведь территория той же Германии не больше  двух наших областей, население 80 миллионов человек, но всем хватает места. И не только домашним животным, но и диким не приходится опасаться за свою жизнь. Через автобаны перекинуты  мосты, поросшие кустарником для миграции диких животных. Олени, косули спокойно пасутся на придорожных полянах. В деревне, где пришлось пожить,  фазаны приходят к дому как домашние куры, много белок и ёжиков. Лисы иногда безобразничают, кур таскают, но когда соседка решила с ними разобраться и обратилась к егерю, то поднялось такое, как будто готовилось покушение на бургомистра.
Порядок и с бытовыми  отходами. Вместо свалки – какие-то бурты, укрытые чёрной полиэтиленовой плёнкой, где вся органика превращается в перегной. Всё остальное – бумага, стекло, металл  собирается строго по контейнерам, на которых для особо одарённых наклеены красочные  картинки. Даже бич нашей цивилизации – «соски» из-под  минералки принимаются в автоматах при магазинах за 25 центов  штука. Если нельзя сжигать  мусор на своей усадьбе, то нельзя – и точка.
– А как с местным самоуправлением?
– Теперь пример из Швейцарии. Страна состоит из 25  кантонов, как мини-государств. В одном из них в деревушке Гштайк  привелось пожить немного. Там своя  современная   гидроэлектростанция, турбины которой приводит в движение горный поток с высоты 850 метров. Энергии себе хватает, избыток продают в общую сеть. Есть подвесная канатная дорога, где в кабинке на 5 человек за 12 евро или франков можно подняться и оказаться в альпийской Франции, где всё дешевле, особенно вино.
 На машине по горному  серпантину надо пилить часа три.  Вот пять лет назад  провели местные депутаты  сход или, как теперь модно называть, референдум с вопросом поднять на время строительства  местный налог на треть. Сейчас дыра в горе уже пробита, скоро благоустроится,  и будет подарок себе и детям на века, а депутатам – честь и слава.   А многие ли из наших жителей назовут своих депутатов? Что их избранники сделали для города или района?
 О бывших руководителях.  И не только
– Кого чаще всего вспоминаете из прошлой, насыщенной событиями жизни?
– Многих… Взять того же первого секретаря горкома КПСС Эдуарда Станиславовича Палатинского. Не барин. Много ли простых граждан знает телефон начальства? А он придёт утром, сетует: сегодня ночью два раза бабушка с такого-то дома звонила, жаловалась, что холодно в квартире. Можете себе такое представить в наше время?! Семья Палатинского взяла садовый участок от разреза в Бектыше. Первый секретарь сам домик лепил. Как-то попросил меня забрать в «Сельхозтехнике» штакетник, который он выписал. Приезжаю, рабочие грузят. Вижу, что два-три пролёта накинули сверху лишних. Ну, думаю, мало ли какая у них договорённость. Может, прогнуться перед начальством хотели. На следующий день меня вызывает Палатинский: «Герман, ты считал пролёты?» – «Считал». В общем, в тот же день отвёз лишние штакетники на предприятие.
А ещё Владимир Сергеевич Ищенко – председатель исполкома, Александр Васильевич Дружинин – руководитель объединения «Челябинскуголь», Анатолий Карпович Тимченко – заместитель Дружинина по коммунальному хозяйству, Пётр Петрович Петренко – главный коммунальщик Коркино…Идёт селекторное совещание. Мы на проводе трое. Петренко жалуется Тимченко: «Анатолий Карпович, Савчук опять машину для вывоза мусора не выделил».
– Петро.
– Шо?
– А ты знаешь, где Герман живёт?
– Знаю.
– Так забей ему чем-нибудь канализацию, нехай нюхнёт дерьма.
– С женой как познакомились?
– В АТП. Она пришла молоденькой девчонкой в кондукторы. Водители «взяли стойку». Попросил диспетчера Машу поставить её ко мне на рейс. Спустя годы говорю Марии: «Я у тебя девушку  на два-три рейса просил, а ты – на всю жизнь». Позже моя Валентина Павловна возглавляла коркинскую «Роспечать».
– Чему сегодня радуетесь?
– После выхода на пенсию тяжело пришлось поначалу. То нарасхват, и вдруг словно в пустоте оказался. Друзей-ровесников почти не осталось. Потому радуюсь каждому утру, прожитому дню, возне с «Москвичом», предвкушению встречи с внучкой.
 ДОСЬЕ
Герман Владимирович Савчук родился в семье служащих – фельдшера и кадрового военного. На отца  в 1942 году пришло похоронное извещение, а мама всю войну работала операционной  сестрой в прифронтовых эвакогоспиталях. 
Окончив среднюю школу, Герман устроился учеником  слесаря в автобазу № 7. В 1958 – 1962 годах – армейская служба. После демобилизации прошёл профессиональную  лестницу в Коркинском АТП от  водителя  автобуса до  заместителя директора. С 1974­го по 1976 годы работал инструктором горкома КПСС.
В 1976 году Савчук был назначен директором автобазы объединения «Челябинскуголь», где проработал без малого  30  лет с перерывом (1980 – 1985 годы) в связи с переходом  на  выборную  должность  первого  заместителя председателя горисполкома. Отмечен государственной наградой – орденом  «Знак  Почёта»  и  ведомственным  знаком  «Трудовой славы» третьей  степени. С супругой Валентиной Павловной воспитал двух дочерей. Души не чает во внучке Соне.
 
БЛИЦ
– Любимое время года?
– Весна – утро жизни, когда берёзки начинают оживать. А осенью уже скучно.
– Политик, вызывающий симпатию?
– Конечно, Владимир Путин, хотя иногда его ругаю за ряд моментов.
– Любимый праздник?
– Я вообще люблю жизнь. Поэтому радуюсь каждому празднику. Особенно когда работал в коллективе.
– Любимое блюдо?
– Пельмени.
– Напиток?
– Раньше – напитки покрепче, а сейчас – чай.
– Книга?
– Читать люблю. Раньше нравился Ярослав Гашек, наизусть знал О,Генри, Достоевского читаю, когда надо подумать… Из современных авторов – Александра Бушкова, пишет простым сибирским языком об истории России, военной кампании в Чечне. Ещё назову Николая Леонова, братьев Вайнеров.
– Кинофильм?
– Советская классика, особенно «Ирония судьбы…» – всё ясно и понятно. Современные сериалы просто не смотрю.
– Хобби?
– Последние годы пришлось попутешествовать по свету – Германия, Швейцария, остров Маурицио в Индийском океане.
– Досуг?
– Компьютерную грамоту постиг. И, конечно, мой любимый «Москвич­2141». Это мой друг: когда уезжаю куда­то надолго, целую его в капот. Вот и вожусь с ним, как с ребёнком. Машине 25 лет. Мне его разрешили купить в день моего 50­летия. Тогда объединение «Челябинскуголь» возглавлял Александр Дружинин. Я свой юбилей просидел на АМЗ в автоцентре в ожидании машины. Уплатил деньги, жду. Идут два грузина, ведут дедушку в орденах, им выкатывают жёлтенький «Москвич». Но и я дождался.
Юрий СЕЙИДОВ
 
 
 
font-size: 11.0pt; style=

0 0 голоса
Рейтинг статьи

Поделиться
Хештеги:
Подписаться
Уведомление о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии